Общество

Наталья Миронова

Директор немецкого детдома — о детях-мигрантах: «Все получили разные специальности, все работают — ни один не стал преступником»

«Салідарнасць» узнала, как живет реальный интернат в Германии.

Красивая вилла с собственным садом, свободный график, полные холодильники еды, карманные деньги — это не картинка из мечты. Это реальный интернат для детей-сирот и детей без попечения родителей в Германии.  

Белорус Владимир Медведев больше двадцати лет живет в Германии. Последние годы он работает директором детского дома. После 2015 года в такие дома стали распределять мигрантов из Ближнего Востока, которые буквально наводнили страну.   

— Германия — такая страна, которая не бросает детей на улице. Именно для детей и подростков до 18 лет, у которых не было родителей, начали открывать подобные детские дома. Через нас прошли граждане Афганистана, Эритреи, Сирии, Ирака, Ирана, даже украинцы были, — вспоминает Владимир.

Когда несовершеннолетний оказывается на территории Германии, полиция передает его под опеку Jugendamt — ведомства по делам молодежи:

— Мы тесно сотрудничаем с этой организацией. Это управление по делам молодежи, детства и семьи. Его социальные работники распределяют детей-мигрантов по детдомам, чтобы они не остались на улице. Сначала их привозят к нам просто увидеться и поговорить. Во время этого разговора обязательно присутствуют представитель Jugendamt, кто-то из наших педагогов и я, как директор. Общаемся через переводчиков, с фарси или другого языка (в зависимости от того, из какой страны ребенок).

Мы показываем ему наш дом, рассказываем, как здесь живем. И, если ребенку нравится, он остается у нас.

Детдом, в котором работает Владимир, располагается в красивом доме с садом

Детдом, который возглавляет собеседник «Салiдарнасцi», находится в Баден-Бадене. Это красивая вилла с собственным садом. Такие дома рассчитаны на небольшое количество воспитанников.

— У нас небольшой дом, именно таких большинство. У каждого ребенка здесь своя комната. На этаже — три-четыре комнаты, туалет и ванна. Питание у детей полностью бесплатное, четырехразовое.

Но при этом на кухне полные холодильники, и брать оттуда все, что хочется, можно в любой момент. Из продуктов можно готовить то, что нравится. Для этого есть все необходимые условия. Также отдельно всегда лежат фрукты, которые можно брать круглосуточно, — рассказывает директор детдома.

Воспитанник детдома готовит национальное блюдо своей страны

Каждый ребенок в детдоме попадает под опеку специального педагога, который за него отвечает: устраивает в школу, открывает счета в банке, возит к врачам, — решает все житейские проблемы.  

— С этим человеком у детей более доверительные отношения, они ему могут рассказать о каких-то проблемах, поделиться успехами и т.д. Этот же педагог контролирует учебный процесс, — продолжает Владимир. — Домашнее задание дети делают у нас дома под руководством других педагогов.

Кроме того, детям, у которых нет в Германии родителей, решением суда назначается опекун — «формунд». Это человек с юридическим или педагогическим образованием, который несет юридическую ответственность за детей, принимает все решения.

Допустим, Паулю нужно вырвать зуб, но я не могу просто взять его и отвезти к врачу. Я должен связаться с его «формундом», объяснить ситуацию и получить разрешение. И так по многим вопросам. К примеру, отдать ребенка в спортивную секцию, перевести в другую школу и много другое.

Накануне 18-летия молодой человек в отзыве о работе «формунда» для суда может указать все, чем доволен и чем недоволен. Поэтому «формунды» выполняют свою работу на совесть, — объясняет собеседник «Салідарнасці».

Воспитанники детдомов в Германии получают карманные деньги.  Сумма зависит от возраста:

— В 17 лет это больше 50 евро, с 18 — 120 евро в месяц. Дело в том, что в Германии детьми считаются до 21 года, поэтому наши воспитанники могут жить у нас по желанию до этого возраста.

Деньги, которые им выдаются, они могут тратить на что пожелают. При этом питание, медикаменты, гигиенические и бытовые вещи, одежда и прочее им предоставляется бесплатно.

В детдомах ребята живут, оттуда ходят в школы, там организовывают и участвуют во множестве мероприятий. В такие заведения, кроме мигрантов, попадают и немецкие дети.   

— Сейчас у нас уже нет беженцев. А тех, которые были, всех выучили и выпустили. У нас сейчас только немецкие дети. Кроме трудных подростков, это могут быть дети, которые по каким-то причинам не могут жить в своей семье.

Например, мама вышла замуж второй раз, появились другие дети, и у ребенка с отчимом начались проблемы. Или, может, тяжелый подростковый возраст, в семье постоянный стресс и члены семьи приходят к тому, что им нужна помощь извне. Тогда родители обращаются в Jugendamt.

Семье пытаются помогать разными способами. Сначала ребенок ходит в специальное учреждение на день. В таких дневных группах дети учатся, делают уроки, играют, ходят со сверстниками в кино.

Но если подростку становится невыносимо возвращаться домой и на ночь, то предлагается вариант с проживанием в таком доме, как наш. Согласие, в первую очередь, требуется от самого ребенка. Если он не хочет, то никто его никуда «не сдаст».

Цель нашего детдома в подобной ситуации — как можно скорее вернуть ребенка в семью.

Наши воспитанники не ограничены в передвижениях: они просто говорят нам, что идут, допустим, в город, вернутся во столько-то, и все.

Во многих детдомах в Германии есть свое подсобное хозяйство

В выходные ребенок может сказать, что хочет пойти в семью. Пожалуйста, иди. Если он оттуда звонит и говорит, что вернется, мы говорим ему — «Добро пожаловать». Если, наоборот, что хочет остаться, — очень радуемся за него.

Если ребенок хочет поспасть в выходной день до 10 утра, то его никто не будет будить. Кто хочет, встают и завтракают организованно с педагогом. Кто спит дольше — проснется и приготовит себе яичницу, бутерброды, еще что-то.

Всем детям один раз в месяц разрешено съездить к родным в любое место в Германии за счет государства. В детдомах с детьми работают психологи и другие необходимые специалисты.

Владимир с воспитанниками на экскурсии в горы

Владимир также рассказывает про судьбы выпускников немецких детдомов:

— Многие наши воспитанники окончили заведения, похожие на профессиональные белорусские колледжи. Только здесь обучение происходит по-другому. Начиная с того, что при выборе профессии подросток проходит тест из примерно ста вопросов на склонность к разным занятиям. Далее мы должны найти вместе с ним предприятие с необходимой вакансией и заключить договор.

Для любой профессии — столяра, строителя, плиточника, электрика, автомеханика и т.д. — нужно найти компанию, где ищут именно такого специалиста. Потом начинается обучение, которое обязательно включает теорию и практику, причем, практика есть постоянно и ее примерно в три раза больше. Во время всего обучения молодой человек получает зарплату до 1000 евро или чуть больше.

Все мои мальчишки получили разные специальности, все работают. Ни один не стал наркоманом, вором или преступником. Они все быстро учат языки и ассимилируются, — с гордостью подытоживает педагог. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(47)