Политика

Михаил Похольчик

ЧВК «Вагнер» в Беларуси: с чем из этой истории вышли Лукашенко, Путин и соседи по региону

«Салідарнасць» подводит итоги одной из самых громких историй года: за сериалом с переброской наемников ЧВК «Вагнер» в Беларуси наблюдали не только в нашем регионе, но и во всем мире.

Фото: «Ваяр»

Стал ли Лукашенко «спасителем» России

24 июня 2023 года, когда весь мир следил за походом боевиков частной военной компании «Вагнер» на Москву, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что конфликт с основателем ЧВК урегулирован, благодаря посредничеству Александра Лукашенко. Конфликтовавший с руководством Минобороны РФ Евгений Пригожин («Шойгу, Герасимов, где, сука, боеприпасы?») «уйдет в Беларусь», заявил представитель Кремля.

– Переоценив свою значимость для Путина, Пригожин пытался привлечь к себе внимание, но получилось это у него не слишком удачно. Он ожидал, что после начала похода на Москву с ним начнут договариваться, но этот расчет не оправдался. Перед Пригожиным встал выбор: или быть как минимум выведенным из политической игры, или быть как максимум уничтоженным, – сказал «Салідарнасці» директор Института мировой политики (Украина) Евгений Магда.

В такой ситуации Пригожин, с которым Путин отказался от личного контакта, посчитал за лучшее принять предложение Лукашенко «перекантоваться» некоторое время в Беларуси, чтобы перегруппировать силы и, как принято считать, продолжить бизнес в Африке.

– Скорее всего, Кремль подтянул Лукашенко к переговорам с основателем ЧВК «Вагнер» по двум причинам: он обладал в глазах Пригожина необходимым для переговорщика статусом – президента иностранного государства (пусть другие и считают Лукашенко нелегитимным правителем) и вместе с тем Лукашенко был у Путина на коротком поводке. Если бы Кремль привлек к переговорам, скажем Эрдогана, то ему пришлось бы идти на какие-то уступки и чем-то делиться. А Лукашенко сыграл в переговорах на стороне Путина, – считает Евгений Магда.

Политической обозреватель Радыё Свабода Валерий Карбалевич в комментарии «Салідарнасці» отметил: с точки зрения Кремля сохранять мятежное войско Пригожина на территории России было опасно и недопустимо, поэтому предложение Лукашенко пришлось очень кстати.

Через несколько дней после заключения договоренностей правитель Беларуси подробно высказался о мятеже ЧВК «Вагнер» во время вручения генеральских погон высшему офицерскому составу.

Из слов Лукашенко следовало, что он сыграл главную роль в переговорах с Пригожиным, не допустив большого «кровопролития» и «смуты» в России.

– Из выступления Лукашенко складывалось впечатление, что он чуть ли не руководит Россией вместе с Путиным.

То, что Лукашенко приписал себе лавры спасителя России, для него типично – он часто преувеличивает свое значение и историческую роль. Но в той ситуации это также был пиар, направленный на российскую аудиторию.

Он попытался капитализировать историю со своим участием в переговорах в новый политический статус на территории России. Но вскоре стало ясно, что это желание не понравилось Путину.

Лукашенко пришлось сделать несколько шагов назад – в дальнейших выступлениях он больше не вспоминал о своей роли миротворца, – сказал «Салідарнасці» Карбалевич.

Боевики ЧВК «Вагнер» как угроза для соседей

Когда принималось решение о передислокации вагнеровцев в Беларусь, Путин и Лукашенко желали как можно быстрее потушить пожар, мало думая о последующих шагах. Но затем встал ряд вопросов, связанных с пребыванием российских наемников в Беларуси – в том числе, как их использовать дальше.

На территории заброшенной военной части под Осиповичами развернули палаточный лагерь, куда боевики стали прибывать из России без тяжелого вооружения – на пике их число достигло 7 тысяч человек.

Лукашенко заявил, что российские наемники в качестве инструкторов будут обучать беларусских военных. А спустя месяц после мятежа правитель Беларуси при встрече с Путиным сказал, что вагнеровцы хотят «на экскурсию в Варшаву, в Жешув». Напомним, что польский город Жешув является центром по доставке западной военной помощи Украине.

– На тот момент «Вагнер» превратился в серьезный медиафактор для всего мира. Поэтому появление вагнеровцев в Беларуси стали использовать в качестве элемента психологического воздействия на Польшу и Литву. О чем свидетельствуют не только заявления и угрозы со стороны Лукашенко, но и многочисленные фейки о появлении российских наемников на границах с ЕС, – считает Евгений Магда.

С ним согласен и Валерий Карбалевич: Лукашенко решил использовать вагнеровцев, чтобы в очередной раз напугать соседей.

– Потоками нелегальных мигрантов не очень напугали, размещением ядерного оружия не очень напугали, тогда Лукашенко решил: давайте напугаем вагнеровцами.

Это его линия с 2020 года – давить на соседей, которые не признают его легитимным президентом, которые вводят против режима санкции, которые поддерживают беларусские демократические силы и Украину в войне против России.

Цель запугивания – сделать соседей более сговорчивыми к переговорам с нелегитимным режимом. А возможно в этой ситуации Лукашенко просто желал насолить соседям, сделать им неприятное, – считает Карбалевич.  

27 июля министр внутренних дел Польши Мариуш Каминский заявил, что в случае серьезного инцидента с участием вагнеровцев Польша, Литва и Латвия могут одновременно закрыть границы с Беларусью.

При этом Евгений Магда считает, что оказавшиеся в Беларуси бойцы ЧВК «Вагнер» были не в силах осуществить серьезные диверсии.

– А рассуждения о возможности рейда на так называемый Сувалкский коридор (граница Польши и Литвы, ведущая к Калининградской области РФ – С.) и вовсе были детским лепетом на лужайке. НАТО давно подготовилось к подобному сценарию, – отметил директор украинского Института мировой политики.

Расправа над руководством ЧВК «Вагнер» и ее последствия

23 августа, ровно через два месяца после начала мятежа, в Тверской области РФ разбился самолет с руководителями «Вагнер», в том числе с основателем ЧВК Евгением Пригожиным и ее боевым командиром Дмитрием Уткиным. Эксперты не сомневаются, что авиакатастрофа была символичной расправой по личному приказу Путина.

– Их убийство, по сути, было казнью. Одно зло уничтожило другое, – констатировал Евгений Магда.

По мнению Карбалевича, Путин дождался благоприятных условий для мести: на тот момент «Вагнер» уже не представлял из себя прежнюю грозную силу, наемники стали расходиться по разным силовым структурам.

Лукашенко, судя по его высказываниям, был удивлен убийством, но после авиакатастрофы уверял, что ЧВК останется в Беларуси («Вагнер» жил, «Вагнер» жив, и «Вагнер» будет жить в Беларуси, как бы кому-то это не хотелось»).

– Это были понты. Западные соседи настойчиво требовали удаления «Вагнера» с территории Беларуси. Вопреки этим требованиям последовало заявление Лукашенко: мол, не дождетесь. На самом деле в этот момент уже шел процесс фактического расформирования ЧВК, – считает Карбалевич.

Данные мониторингового проекта «Беларусі Гаюн» свидетельствуют о том, что на начало ноября в лагере под Осиповичами из прежних нескольких тысяч оставалось всего около 500 российских наемников.

История с нахождением вагнеровцев в Беларуси, по сути, закончилась. Можно допустить, что лишь немногие из наемников устроятся в силовые структуры режима Лукашенко в качестве штатных инструкторов.

– Вагнеровцы были для Лукашенко чем-то вроде игрушки. Но пристроить внутри Беларуси несколько тысяч опытных наемников было сложно и опасно для режима. Небольшую часть показательно использовали в качестве инструкторов для силовых структур, но всерьез рассчитывать, что наемники, привыкшие к определенной вольнице и высокой оплате, будут служить бедной диктатуре Лукашенко, не приходилось, – сказал Евгений Магда.

Поразительно, но в российской и беларусской действительности следы громкой истории с мятежом и последовавшей переброской вагнеровцев в Беларусь уже спустя несколько месяцев после ее окончания выглядят едва заметными. 

Практически не вспоминают о «Вагнере» на фронте.

– Во второй половине 2022-го-первой половине 2023-го, воюя против Украины, вагнеровцы дали выиграть время на формирование боевых подразделений из обычных военных. На тот момент Россия закрыла «штрафниками» (бывшими заключенными – С.) бреши в своих мобилизационных возможностях. Сегодня «Вагнера» как военного фактора уже не существует, но при его отсутствии давление на украинских военных на Донбассе в принципе не уменьшилось, – сказал Евгений Магда.  

Несмотря на мятеж, Путин после момента слабости вернул себе в России статус непререкаемого лидера. Однако многие запомнили неуверенную реакцию Кремля и силовиков на бунт Пригожина, и в дальнейшем это может сыграть свою роль.

Правитель Беларуси вышел из резонансной истории ни с чем.

– Когда Лукашенко во время мятежа продемонстрировал Путину, российским обществу и элите свою нужность, его акции на небольшое время выросли. Он пытался закрепить успех, играя с фактором присутствия вагнеровцев в Беларуси и пугая соседей. Но на сегодня никаких дивидендов от участия в этой истории у Лукашенко не осталось, все они утрачены, – констатировал Валерий Карбалевич.

Поднять свой авторитет, укрепить свои позиции ни в России, ни в регионе за эти несколько месяцев Лукашенко не смог, согласен Евгений Магда.

А вот соседи Беларуси отреагировали на нахождение вагнеровцев в Беларуси усилением своих вооруженных сил и крепят оборону с помощью НАТО.

Еще один вывод – также не в пользу Лукашенко.

– Соседи Беларуси по этой истории могли сделать вывод, что Лукашенко является марионеткой Путина в большей степени, чем они считали ранее. Эта история продемонстрировала огромную зависимость беларусского режима от Кремля, огромную связь между ними и то, что это является большой угрозой для региона, – считает Карбалевич.

А значит с этим нужно что-то делать.