Филин

Михаил Брошин

Что Кремль сделает после провала ультиматума

Эксперты гадают, зачем Россия выдвинула Западу заведомо неприемлемые условия, и что будет теперь, после того, как они отклонены. Вот три наиболее вероятных сценария.

Переговоры в Брюсселе между Россией и НАТО. Фото АР

Осаждённая крепость

Целью внешнеполитической акции, в рамках которой Москва в демонстративно недипломатичных выражениях потребовала от НАТО «собрать манатки» и убраться восвояси из стран, вступивших в альянс после 1997 года, на самом деле является внутренняя аудитория. Российский народ нужно сплотить еще больше вокруг нынешнего руководства, объявив Западу войну – холодную, гибридную, какую угодно. Поводом для этого может стать отказ в гарантиях безопасности, затребованных Владимиром Путиным.

Кремль, конечно, уже давно записал во враги США и Евросоюз. Но в то же время градус риторики еще есть куда повышать, чтобы окончательно привести Россию в состояние «осажденной крепости», что, с точки зрения московских стратегов, позволит надолго законсервировать начинающую вибрировать путинскую систему.

Если завтра война, то задавать вопросы по поводу снижения уровня жизни или сменяемости власти вроде как неуместно. А для недовольных в РФ всегда найдётся кнут подходящего размера.

На внешнем контуре возможны символические акции, а при определенном стечении обстоятельств и вторжение в Украину. Но всё же во главу угла поставлены внутриполитические рассчеты.

Принуждение к сделке

Во втором сценарии Кремль играет всерьёз. Задуманная им многоходовка подразумевает получение всё того же casus belli, который, конечно же, будет использован и для мобилизации внутри России. Но главные цели куда амбициознее.

Раздел сфер влияния, которого добивается Москва, вряд ли достижим при помощи ультиматума. Однако после его отклонения в силу вступает тактика «принуждения к сделке», в рамках которой российское руководство постарается максимально повысить для Запада стоимость отказа от «Ялты-2».

В этом случае, вероятнее всего, Кремль будет постоянно создавать очаги напряжения, наносящие ущерб США и ЕС. Речь может идти об экономических шоках (вроде недавнего взлета цены на газ до астрономических величин), кибератаках и прочих «спецоперациях», столь любимых Путиным.

Разумеется, российских мощностей не хватит, чтобы обрушить западную экономику. Но смысл заключается в том, чтобы плата за отказ от сделки для Вашингтона и Брюсселя, Берлина и Парижа стала слишком высокой и в конечном счете привела их к мысли, что с Москвой лучше договориться за счет Киева, Минска и т.д.       

Кремлевские понты

Наконец, всё может оказаться гораздо проще. Это сейчас сюжет с ультиматумом выглядит чем-то глобальным. Но, если он вдруг рассосётся, то через месяц об этой коллизии будут помнить лишь специалисты.

Третий сценарий подразумевает просто очередной сезон политического шоу, которое, как известно, должно продолжаться. Вот авторы и устроили очередной виток конфликта России с Западом ради удовольствия главных действующих лиц и внимания аудитории. При этом никаких средне- и долгосрочных последствий московские деятели не прогнозируют. Так, сезонное обострение, которое сменится ремиссией.

По итогам Кремль преподнесет сам факт переговоров (независимо от их результатов) как свой внешнеполитический триумф. И главное – все какое-то время будут при деле: чиновники, дипломаты, пропагандисты, зрители...

Впрочем, основная уязвимость прогнозов заключается в том, что они базируются на тех или иных логических посылках. Однако политики зачастую действуют вопреки здравому смыслу.

Чем сложнее и закрученнее любое возможное объяснение, тем адекватнее оно описывается единственным словом — безумие, помешательство.

Олег Кашин, Republic

Увы, сумасбродство персонажей, облеченных абсолютной властью, делает неуютным местом не только отдельные страны, но и целые регионы мира.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(64)