Филин

Иван Корсак

Чаусов: «Много звезд, которые были в орбите Лукашенко, Ермошина пережила»

Юрист — о роли ЦИК в белорусской системе.

Фото ria.ru

Накануне Александр Лукашенко отправил в отставку председателя ЦИК Лидию Ермошину. На своей должности она восседала с 1996 года. Новым главным по выборам стал министр образования, коммунист Игорь Карпенко.

Юрист и политолог Юрий Чаусов специально для Филина подводит итоги 25-летнего пребывания Ермошиной во главе Центризбиркома.

– Так исторически получилось, что в Беларуси председатели ЦИК воспринимаются как фигуры политические и самостоятельные. Хотя на самом деле роль данной структуры и ее руководителя чисто техническая — считай голоса и исполняй законы, которые принимают другие органы.

В Беларуси же эта должность всегда воспринималась как значимая, и значимость все время увеличивалась. Я вспоминаю первого председателя ЦИК, ныне покойного Александра Абрамовича, принимавшего решения, которые предопределили судьбу Беларуси в будущем. То же самое касается и Виктора Гончара.

Лидия Ермошина, когда она вступала в должность, была для общества безликим человеком. Особенно на фоне всего того бурлящего политического котла 1990-х.

Но за последние 20 лет ей получилось добиться значимости в глазах общества. Я не знаю, сможет ли Игорь Карпенко продолжить линию политических руководителей ЦИК.

В других странах чаще всего люди даже не знают, кто же возглавляет данный орган. Если и появляются какие-то споры по повожу выборов, то они решаются в суде. В Беларуси же с середины 2000-х суды перестали вмешиваться в избирательные споры, оставляя экспертную оценку ЦИК.

Также «Филин» поинтересовался: стоит ли демонизировать личность Ермошиной?

– Персонификация Лидии Михайловны, как лица избирательной системы, необычная и, скорее всего, ничем не обусловлена, – считает Юрий Чаусов. – Это своеобразный медийный выкрут — кандидаты меняются-меняются, а председатель ЦИК остается прежним. Люди уже не помнят, кто был на выборах 2001 года кандидатом — Гончар или Гончарик — зато Ермошину помнят все.

Юрий Чаусов. Архивное фото

Лидия Ермошина — это человек, который с точки зрения властей зарекомендовал себя только с лучшей стороны, в том числе и во время кризисных кампаний. Для независимых СМИ она была персонажем мемов, который может хлестко высказаться.

Лидия Михайловна — это не политик, а чиновник. Но чиновник из 1990-х, когда им позволялось отклонение не от линии партии, а от объяснения линии партии.

Также я бы отметил, что Ермошина среди всех чиновников-долгожителей — единственная женщина. Много кого из звезд, которые фигурировали в орбите Лукашенко, она пережила — Винникову, Петкевич.

Если говорить функционально, то просто была экспертом в избирательном праве, политические решения она никогда не принимала. Лидия Михайловна даже часто говорила по разным аспектам деятельности: «Мы предлагаем президенту вот то и то, а он примет решение».

Эксперт считает, что отставку Ермошиной можно объяснить не только возрастом, но и неоднозначными решениями, которые она могла принимать во время президентской кампании 2020 года.

– Когда мы говорим о данной отставке, то вступаем в сферу, может быть, конспирологических подходов. Но позволим себе немного. Таких ошибок, как та, что во время регистрации кандидатом в президенты была допущена Светлана Тихановская, раньше на уровне ЦИК не было.

После нерегистрации Бабарико и Цепкало предложить зарегистрировать Тихановскую в то время могла только Лидия Ермошина. Она всегда говорила, что выборы должны быть интересными, должно быть много кандидатов: мужчин, женщин. Мне кажется, что она могла чисто по-человечески симпатизировать кандидату-женщине. Так было и с Короткевич.

Что касается Игоря Карпенко, то он коммунист только во вторую очередь, в первую же — хороший исполнитель. Причем исполнитель на идеологическом фронте. С того, что было в кадровом резерве, — это может быть лучший вариант.

Можно говорить, что это знак того, что выборы в Беларуси все-таки будут продолжаться, несмотря на перенос ближайшей местной кампании.

Можно было предположить, что выборов в стране больше вообще не будет, но нет. Была опасность, что выборы полностью закроют за собой силовики, и те будут проходить без наблюдения, приблизительно как в Северной Корее. Но назначение Карпенко показывает, что будут и дальше изображать определенный плюрализм.

Большим испытанием для Карпенко будет скорый референдум.

Если суммировать, то функционально продолжится линия Ермошиной на удержание избирательной кампании под контролем ЦИК. Перехода на многопартийность вряд ли стоит ждать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3(27)