Чалый: «Естественным образом вырваться из ловушки бедности нет способа, поэтому приходится надеяться на чудо»

Экономист Сергей Чалый — о планах Александра Лукашенко по развитию искусственного интеллекта и по прорыву в следующей пятилетке.

Недавно Александр Лукашенко заявил о своем «новом интересе» — развитии технического потенциала Беларуси и, в частности, искусственного интеллекта. Поделиться технологиями и опытом в этой области он просил представителей ОАЭ во время визита в эту страну, о совместных проектах в сфере искусственного интеллекта говорил как о приоритете для ЕАЭС, где Беларусь председательствует в 2025 году.

Отчего правитель, известный своей нелюбовью к современным технологиям, вдруг рассмотрел в них далеко идущую выгоду?

— Это про то, что чем хуже материальное положение человека, тем больше он подвержен азартным играм типа лотерей, скачек и прочего. Ты понимаешь, что естественным образом вырваться из ловушки бедности у тебя нет способа, поэтому приходится надеяться на чудо, — так на канале БРЦ экономист Сергей Чалый характеризует «прорывные» проекты, на которые делает ставку Лукашенко.

— Все, что он делал, казалось бы, должно было уже где-то прорвать — нефтью, газом, какими-то новыми технологиями… А оно не происходит. И в такой ситуации хочется поверить хоть в философский камень, который откроем и он будет превращать все в золото. Вот — искусственный интеллект.

Почему ОАЭ, тоже понятно. Он же не может встретиться с мировыми лидерами ИИ — ни с Nvidia, ни с Google, ни с Meta, ни с Open AI. Потому что ему скажут: а зачем ты нам нужен, мы миллиарды долларов привлекаем по всему миру.

А тут есть арабы, которые говорят: у нас нефтяных денег много, нам их нужно куда-то закопать, давай закапывать с нами. У нас как раз советник по национальной безопасности в проекте (шейх Тахнун бин Заед Аль Нахайян – С.), все будет под контролем — такой настоящий государственный ИИ.

Давайте «запланируем чудо» и за пять лет будем вместе с ОАЭ мировыми лидерами в искусственном интеллекте. А ведь история завершится точно так же, как с Беларусью-«криптовалютным раем». Это же конкретно развод Буратино: мол, закопай свои пять золотых на Поле чудес…

Но надо же какие-то планы на будущее строить. А какие могут быть планы, когда все они сводятся к ожиданию чуда? Вот так они и проявляются.

Также среди планов беларуских властей есть и привычная для режима Лукашенко программа социально-экономического развития страны на будущую пятилетку. Приоритетов развития чиновники выбрали целых пять, и все названы довольно пафосно и внушительно. Уже сами эти формулировки, отмечает экономист, позволяют оценить реалистичность планов.

Например, власти ожидают «технологический рывок — обеспечение суверенитета в критически важных производствах на базе подхода «Индустрия 4.0» и искусственного интеллекта». Вроде бы звучит — ровно до того момента, пока не вспоминаешь об истории с локализацией производства велосипедов от Мотовело, — за много лет своих комплектующий и запчастей научились производить всего около половины. Действительно, «суверенитет».

Похожая история и с другими включенными в программу развития Беларуси приоритетами, констатирует Сергей Чалый.

— Вот читаем: «инвестиционный маневр». Обычно маневром называют какое-то изменение. А что они имеют в виду? Приоритезацию инвестирования в проекты с высоким мультипликативным эффектом. То есть, раньше мы вкладывали в проекты с низким эффектом или вообще отрицательным?

Соответственно, «приоритезация» — это реализация пожеланий Лукашенко вкладываться в то, что мы умеем делать: лозоплетение там, лапти, каретные оси. Как это соотносится с «технологическим рывком», когда инструментом его реализации у вас будет увод денег от «Индустрии 4.0»? Уже два приоритета сразу противоречат друг другу.

Или вот третий приоритет, «кадры будущего», формирование кадрового потенциала под потребности цифровой экономики. Потому что под потребности всех остальных сфер мы уже реализовали, да — людей найти не можем?

Четвертый — «проактивный экспорт», под которым подразумевается интенсивное сотрудничество с перспективными странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Восхода, Африки и Латинской Америки. На остальных, традиционных направлениях нас либо выгнали, либо санкции или что-то еще — будем сейчас через хабы как-то продвигать нашу продукцию. Авось ее там переделают чуть-чуть, разберут, соберут, и будут продавать.

И пятый — «создание экологически безопасных и развитых регионов с высокими стандартами качества жизни». Это ведь та же самая идея «один район — один проект»: проекты, которые не работают без того, чтобы кинуть клич и подкрепить его новым законом об инвестициях.

Если разобрать перспективные планы властей, ты понимаешь, что за громкими словами — «рывок», «маневр», «проактивность» и прочее — скрывается жуткий разрыв между сказками, которые они пишут даже не для народа, а для одного человека, и сиростью и убогостью этих планов.

Особенно впечатляют «кадры будущего», которые успешно себя находят в других странах — потому что у вас даже искусственный интеллект должен развиваться с помощью советников по нацбезопасности.