Бывший главврач — о том, как не надо бороться с коронавирусом

Главврач городской клинической больницы имени Боткина был уволен после того, как из больницы сбежали несколько пациентов, которые находились в карантине по коронавирусу.

Алексей Яковлев критически оценил меры, которые городские власти Петербурга предприняли для борьбы с коронавирусом, в том числе критерии, которые они применяли для отправки людей в карантин. В интервью Настоящему Времени он также задался вопросом: «Насколько эти меры были адекватны, а насколько — театрализованны?» и пояснил, что значительные средства, которые были потрачены, возможно было бы правильнее направить на лечение уже заболевших пациентов и оснащение больниц кислородом и аппаратами искусственного дыхания.

— Надо соразмерять противоэпидемические мероприятия с экономическими затратами на них. С моей точки зрения, бессмысленно бегать с тепловизорами в метро. Да, надо обследовать всех больных с пневмонией. Да, надо обследовать тех, кто прилетает из регионов, где сейчас ситуация неблагоприятная. Но, на самом деле, чем больше людей вы будете обследовать, тем больше вы будете выявлять этих возбудителей.

Так что ключевой вопрос — именно в адекватности затрат. Может быть лучше деньги потратить на лечение, на обеспечение больниц и пациентов кислородом или аппаратами ЭКМО? Мы знаем, что правильная тактика обеспечивания пациентов кислородом снижает возможность летального исхода в 4 (!) раза — мы такие данные в свое время получили, исследуя случаи "свиного" гриппа.

Да, процедуры ЭКМО — это уникальные процедуры. Они могут быть высокоэффективны. Но стоимость таких процедур крайне высока из-за дорогих приборов и расходных материалов, а процедура доступна единицам: в городе всего лишь семь таких аппаратов. Скольким пациентам с их помощью можно облегчить состояние?

Также для нас сейчас очень важна наработка лекарств, которые бы эффективно справлялись с болезнью. Я вспоминаю, как в 2009 году мы сидели в реанимации и практически не знали, что делать, пока не решили через зонд давать пациентам с тяжелым гриппом H1N1 на искусственном дыхании препарат Тамифлю. И с радостью узнали, что на следующий же день такую схему лечения утвердила официально Всемирная организация здравоохранения! Но тогда был препарат, который доказал свою эффективность для лечения гриппа. А сейчас у нас нет четкого одного инструмента этиотропной терапии коронавируса. Отсутствие такого препарата, естественно, осложняет ведение таких пациентов.

Много есть сложных вопросов, которые должны решаться в комплексе. Должны учитываться не только истерические действия, а отработанные алгоритмы, которые хорошо известны всем эпидемиологам. И тем более нельзя декларировать одно, а по телефону требовать другого. С моей точки зрения, есть много моментов, которые говорят о растерянности властей перед лицом коронавируса, а этого быть не должно.

— То есть подготовке ко вспышке коронавируса могла бы выглядеть в идеале?

— Все решения принимаются еще до появления первого пациента. Могу сказать, что 19 января, когда мы узнали, что вирус передается от человека к человеку, мы сразу же привели в готовность свои камеры для транспортировки больных, зарядили аккумуляторы, проверили фильтры, докупили маски и специальные халаты. Это все было сделано еще до поступления первого пациента.

Когда поступают пациенты с подозрением, несомненно необходимо усилить охрану медицинского объекта — чтобы исключить случайные посещения. Обсервация: она должна готовиться достаточно быстро, потому что люди без клинических признаков болезни, те, которые приезжают, к примеру, в общежития, должны сразу же помещаться в обсервацию.

Следующий этап — экономический. Заметьте, что во время прошлых вспышек мы очень быстро делали анализы на всю классическую респираторную группу. Это занимает буквально 15 минут (экспресс-анализ на грипп). Последующий анализ — полтора часа, а все респираторная группа — 4 часа, это то, что делали лично мы. То есть практически в течение 6-8 часов, после того, как мы перевели лабораторию на круглосуточную работу мы получали вопрос, чем болеет человек: либо грипп, либо какая-либо инфекция.

Если бы мы так же быстро получали ответ на вопрос, есть у человека коронавирус или нет, то в течение нескольких дней решалась бы проблема нахождения человека в стационаре! И не тратились бы лишние средства на его содержание там. И одновременно обеспечивалась бы безопасность.

Но у нас, когда мы не уверены в том, что делаем, мы стараемся запереть человека на 14 дней, одного в двухместный бокс! А многих других пациентов, которые в это же время нуждаются в помощи, лишаем такой возможности. С моей точки зрения это абсолютно неправильно.

— То есть начинать, по вашему мнению, все равно надо с быстрой и правильной диагностики? И делать упор именно на нее?

— Правильный алгоритм диагностики позволяет правильно использовать защитные средства, правильно проводить дезинфекцию и так далее.

На встрече в китайском консульстве я сказал, что по картинам, которые я видел в Ухани, я считаю, что многие меры в этом регионе были избыточными. И консул ответил, что да, многие в мире тоже считают, что это так. Потому что бессмысленно распылять по улицам аэрозоли, это не приведет к желаемому эффекту. И сегодня мы уже знаем, что расстояние между людьми, на котором можно заразиться, не такое уж и большое: около 1 метра, а вероятность контактного заражения связана в первую очередь соблюдением личной гигиены.

Соответственно, возникает простой вопрос: насколько все принятые меры были адекватны, а насколько — театрализованны?

Когда я вижу, что здоровые люди лежат в карантине, а к ним заходят люди в полной амуниции, в противочумных костюмах — зачем это делается? Для этих случаев есть другие варианты поведения, и они изложены в санитарных правилах. Но кто-то впопыхах, не разобравшись, вдруг начинает изменять санитарные правила, которые давно отработаны, годами — в сторону ужесточения и усложнения работы. И никто не задумывается об экономической составляющей таких методов. А ведь ресурсы, выделенные на здравоохранение, в любой стране ограничены!

Вы видите сейчас: то Китай просил гуманитарную помощь, то Италия это делает. Они не обеспечивают себя в нужном объеме всех необходимым. Соответственно, более разумный подход связан с карантинными мероприятиями. Но они должны быть системными, например — ограничения массовых мероприятий. А когда надо использовать эти методы — напрямую зависит от ситуации в регионе Пока в Петербурге появились лишь первые завозные случаи.

Беларус, якога правяраюць на каронавірус у Рыме: «Мае суседзі-італьянцы патрабавалі, каб у меню ўключылі віно»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(35)