Филин

Валерия Перепелкина

Будкин: «Сейчас как раз «до песен» — так ты показываешь всю несокрушимость и силу духа»

Музыкальный продюсер — о том, что происходит с белорусской культурой, и почему она не нужна властям.

Какая ситуация сейчас в стране с культурой? Практически невозможно провести независимый концерт, презентацию книги или поставить спектакль. Все поставлено под строгий контроль, прорваться через цензуру максимально сложно.

Сергей Будкин. Фото из соцсетей

«Филин» поговорил об этом и не только с руководителем Беларускай рады культуры Сергеем Будкиным.

— Согласны ли вы с тем, что культурная жизнь в Беларуси стоит на паузе?

— Думаю, да. Говорили бы мы с вами год назад, я бы рассказывал про ее подъем, и что несмотря на обстоятельства деятели культуры продолжают творить и быть активными.

Но, к сожалению, ситуация затянулась. Я бы назвал это спячкой или паузой. Однако это не молчание или какая-то растерянность. Часть людей культуры делает свою работу незаметно, «ниже радаров», как мы говорим, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание. По-прежнему что-то создается, репетируется, придумывается и пишется.

В то же время, другая часть действительно остановилась на определенное время. Творчество в неволе фактически невозможно: нужно идти на сделку с совестью и заниматься самоцензурой, либо переезжать и искать себя в совсем другом окружении с более высокой конкуренцией.

Третий вариант — пока присматриваться к ситуации.

Раньше, как говорят, «хотя бы не мешали». А если и мешали, то точечно. Сегодня же режим повсеместно препятствует любому культурному проявлению: отмены концертов и задержания зрителей онлайн-спектакля тому в подтверждение.

Почему властям не нужна культура, почему они так жестоко ее «душат»?

— За последние 25 лет наблюдений она никогда не была нужна и важна. Культура рассматривалась как что-то непонятное и чужое. Так сложилось, что культурная и образовательная сферы не воспитывают людей, которые знают свою историю, культуру, которые ими гордятся и интересуются. У нас не растят белорусов в государственных детских садах, школах и университетах.

Белорусами как раз становятся вопреки системе гособразования, прикладывая какие-то невероятные усилия, продираясь через препятствия, а иногда через проблемы и давление. Сколько я помню, со времен референдума 95 года, вопросы к белорусским независимым деятелям за выражение своей позиции возникали всегда. Всегда были преследования, запреты, «черные» списки, а также периоды либерализации. Но потом все возвращалось.

Это все то, к чему мы уже привыкли. Однако даже те, кто выживал в этих условиях и продолжал в них что-то делать, сейчас столкнулся с обстоятельствами, в которых публично создавать что-либо стало просто невозможным.

Сегодня мы говорим не только о запрете на высказывание мнения – мы говорим о запрете на осмысление ситуации и на рефлексию в принципе.

Для культуры как раз очень важно «переварить» происходящее вокруг. В том числе и для того, чтобы общество двигалось вперед. Пока мы не разобрались с этими проблемами и болью, пока мы не поделились эмоциями и впечатлениями через музыку, кино, выставки и театры, мы не можем идти дальше. Поэтому можно сказать, что общество сейчас замерло, потому что культура замолчала.

— Есть ли выход из этого тупика?

— Мы как раз и ищем этот выход. Я и люди из нашей команды Белорусской Рады Культуры оставили свою основную работу, все чем занимались, и направили все силы на то, чтобы думать, как дальше действовать и что с этим делать.

Сейчас мы принимаем конкретные вызовы. Ведь в первую очередь, это все создавалось для помощи. И это то, чем мы продолжаем заниматься: так или иначе, наша поддержка потребовалась людям, группам и сообществам уже в более чем 400 кейсах.

Однако это все делалось в условиях быстрой и кратковременной помощи. Естественно, пришло время переориентироваться, потому что ситуация с репрессиями затянулась.

Теперь нужно настраиваться на долгосрочный план по поддержке, а также повышению потенциала и мотивации деятелей культуры. И тут уже только пожертвованиями не поможешь. Тем более, что это дело сворачивается, потому что люди просто устали донатить.

Мы сейчас как раз думаем насчет запуска более серьезных программ, которые помогли бы, например, выехать человеку из страны на определенное время для создания и презентации проекта, либо поддержать проект в Беларуси, который будет представлен позже.

Кроме того, планируем готовить специалистов в арт-менеджменте, ведь в стране хронически не хватает тех, кто мог бы заниматься продюсированием и продвижением культурных проектов. К сожалению, в Беларуси учебные учреждения не воспитывают таких специалистов (я не говорю про университет культуры, потому что это все далеко от реальности).

В общем, наша задача — придумать механизм и дать возможность им воспользоваться. Тем, кто готов что-то делать, могу предложить зайти на наш сайт byculture.org и изучить возможные варианты. Действительно, в такой ситуации никто не был, мы просто на ходу все придумываем.

— Многие деятели культуры были вынуждены уехать, чтобы продолжить свою деятельность. А что с теми, кто до сих пор в Беларуси? Есть ли у них желание что-то делать, помогаете ли вы им в этом? Знаю случаи, когда музыканты перестают творить из-за непрекращающихся репрессий, а некоторые даже продают свои инструменты.

— Да, за этим грустно наблюдать. Мы полностью на связи с Беларусью, в той же наблюдательной раде нашей организации большая часть людей находится в стране. Это, естественно, не может особо афишироваться. Однако к нам постоянно обращаются люди из Беларуси за советом, консультацией. Организация готовит очередную программу поддержки проектов, знаю, что тем же занимается и Институт Гете.

С августа прошлого года я слышу, мол, неудобно что-либо делать в плане творчества, «не до песен» на фоне всего этого ужаса. Это как раз и мотивировало на создание Рады Культуры. Мы считаем, что сейчас как раз «до песен», а под песнями я имею в виду творчество в целом.

Когда ты творишь, ты показываешь всю несокрушимость и силу духа. Не стоит забывать, что через песни, проявление мужественности, смелости и творческой составляющей можно как раз демотивировать своих оппонентов, а заодно и поддержать единомышленников. Благодаря нашим концертам солидарности, например, помощь получают конкретные люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Поэтому не стоит недооценивать песни, творчество и культуру. Стоит, наоборот, через все это выражать свою боль и желание изменить ситуацию. И ни в коем случае не нужно продавать свои инструменты.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(27)