Диаспоры

Иван Корсак

Белорусы в Польше: «Белосток — это маленькая Америка»

«Салiдарнасць» выясняла, почему многие белорусы для жизни выбирают именно Белосток.

Руслан Кулевич — известный в Гродно журналист и историк. До августа 2020 у него был неплохой контакт с местной властью, он много писал об истории и жизни Гродно, вел популярные страницы в соцсетях. Но год назад он был вынужден уехать из страны.

Руслана задержали вместе с женой 11 августа во время протестов в Гродно, где парень исполнял свои профессиональные обязанности. Силовики сломали Кулевичу обе руки. Жену отпустили, а Руслану дали 7 суток административного ареста. Он смог дозвониться во время задержания до главы Гродно Мечислава Гоя, но тот сказал одну фразу: «Зачем ты туда полез?».

Руслан Кулевич с героиней своего материала

Журналист был вынужден уехать из Беларуси после того, как репортаж о нем был показан на государственном телевидении. В ролике сказали, что переломов не было, а гипс на руках – фальшивка. Через некоторое время контакты Кулевича слили в интернете, стали появляться сообщения с угрозами.

Сразу семья уехала в Латвию, а сейчас живет в Белостоке. Как белорусам живется в самом близком от Гродно городе Польше коллега рассказал «Салідарнасці».

Снимает квартиру за 200 долларов

В Белосток Кулевич переехал в марте:

– Я выбрал Белосток, потому что он рядом с Гродно, он похож на Гродно. Здесь много белорусов, много знакомых. Если появляются какие-то бытовые вопросы, то их легко решить. Даже если передать какие-то вещи из дома, то постоянно ходят автобусы, маршрутки, нет никаких проблем, — рассказывает журналист.

Почему еще выбор пал на Белосток? Все просто, этот город немного дешевле других в Польше. Руслан говорит, что по финансам ту же Варшаву он бы не потянул.

Кулевич снимает однокомнатную квартиру за 800 злотых (около 200 долларов):

– Нам повезло — это очень дешево. Плюс коммунальные услуги — это где-то 300-350 злотых (когда отопление включат, то может быть дороже). Хорошую квартиру можно найти за 1500-1600 злотых (до 400 долларов).

Сколько что стоит

По сравнению с Латвией, Польша — дешевая страна, убежден Руслан. Говорит, что за год вне дома ему уже трудно сравнивать цены в Беларуси и Польше, но знакомые, которые приезжают в Белосток, говорят, что все стоит приблизительно одинаково.

– Но вот зарплаты здесь 800-1000 долларов, а у нас сколько? 300? —задается вопросом журналист.

Когда мы просим рассказать о ценах в Белостоке, Руслан кричит жене: «Таня, сколько молоко стоит?».

– Молоко — это 3 злотых (2 белорусских рубля). Покупаем булочки, они стоят 50 грошей (33 копейки). Резаная колбаса — 8 злотых (5,2 рубля), полкило свиного мяса, я беру жарить — 10 злотых (6,5 рубля), — рассказывает Руслан.

Чиновникам из Гродно есть чему поучится

Кулевич не согласен, что Белосток — это маленький город. Говорит, что сейчас он очень разрастается.

– Мы с женой занимаемся марафонским бегом: чтобы пробежать с одного конца города в другой, нам надо два часа — 20 километров.

Нельзя уже сравнивать Белосток с тем городом, каким он был 10-15 лет назад. Очень много денег вкладывается в его развитие.

Раньше мы сюда ездили только за закупами и мало что видели. Сейчас же Белосток раскрылся для меня с новой стороны: здесь много достопримечательностей, очень богатая ночная жизнь, гродненским чиновникам надо сюда приезжать и смотреть, как все устроено, как люди отдыхают. Частный бизнес делает свое дело: все более свободно.

Еще меня очень удивили детские площадки и пространства для занятий спортом. Они делаются по результатам голосования: какой людям вариант нравится, такой и строят.

Люди платят налоги и видят, куда они идут — это очень круто.

Начинают бизнес за 5-10 тысяч долларов

Открыть свое дело в Белостоке довольно просто:

– Я делал материал о белорусах, которые открыли тут кофейню за 5 тысяч долларов. Другой парень открыл фудтрак — за 10 тысяч. Еще один молодой человек из Гродно работал доставщикам, а сейчас открыл свою пиццерию. Он сам в шоке, говорит, что в Беларуси не мог бы себе такого позволить в свои годы.

Если ты студент, то есть субсидии от правительства на бизнес.

Кулевич говорит, что белорусы иногда называют Белосток «маленькой Америкой».

– Почему? Да все просто, потому что здесь можно крутиться. У кого есть документы, то открыть ИП очень быстро.

Сейчас есть небольшие проблемы с легализацией белорусов в Польше, потому что очень большой наплыв людей. Чтобы получить вид на жительство, надо подождать где-то год, но некоторые могут сделать себе и за полгода.

Работу белорусы ищут по знакомым, а также в чатах в телеграме:

– Белорусы друг другу помогают: вот пишет человек, что ему нужен стол, быстро отвечают, что у нас есть лишний, забирайте. Наверное, сейчас в каждом польском городе есть такие локальные белорусские чаты.

На стадионах нет полиции

Велодорожки для Белостока – не проблема

По городу Кулевич передвигается исключительно на велосипеде. Говорит, что с велодорожками вообще нет проблем, чего не скажешь о Гродно. Еще Руслан большой любитель футбола и гродненского «Немана». От посещения матчей «Ягеллонии» в Белостоке остались самые приятные впечатления.

– Здесь очень высокий уровень всего, что связано с футболом — с Гродно не сравнить, небо и земля. У нас априори фанат — это преступник, а здесь – неотъемлемая часть матчей. Полиции на стадионе нет, она находится за территорией, чтобы никому не мозолить глаза.

Руслан во время посещения стадиона «Ягеллонии»

Главное отличие — в Польше частные клубы, а у нас государственные. В Белостоке боссы клуба хотят, чтобы люди ходили на стадион, а не наоборот. Я даже писал в «Неман», чтобы отправили человека на стажировку в «Ягеллонию», здесь готовы принять и рассказать, что надо делать, чтобы развивать футбол в городе. Я бы очень хотел повысить уровень футбола в Гродно.

Полякам тоже не нравится закрытие границы

Мигрантов из Беларуси в Белостоке сейчас много, причем, едут с совершенно разных городов. Руслан говорит, что основная проблема — это долгая дорога.

– Раньше люди могли доехать из Гродно за час, а сейчас им надо добраться до Минска, потом до Москвы, долететь до Варшавы, и уже оттуда — в Белосток. Многие не могут встретиться с родственниками.

Я недавно ездил в приграничную Кузницу, узнать, как людям жить без границы. Там тоже все расстроены, нет качественной белорусской водки, сигарет дешевых. Ходил в Белостоке на Кавалерийский рынок, продавцы говорят, что все было завязано на Беларуси, рынок просто выживает и может закрыться в ближайшие годы.

Местные поляки уважают белорусов, хотя находятся и такие, которым не нравится приезд наших сограждан.

– Люди есть всякие везде, но главное сейчас не потерять уважение, — считает Руслан.

Польша — не агрессор

Кулевич говорит, что в Белостоке хорошо развенчивается миф белорусской пропаганды о том, что Польша хочет забрать Гродно и Брест:

– Все понимают, что это Беларусь. Когда был безвизовый режим, то люди просто садились на поезд или автобус, приезжали на день к нам, отдыхали и уезжали назад. Польша — это не агрессор, никто не будет забирать белорусские города.

Многие поляки очень волнуются темой мигрантов, которые застряли на границе. Мнения насчет того, пускать или не пускать этих людей, делятся.

Журналистский хаб

В конце августа в Белостоке прошло открытие нового журналистского хаба, в котором смогут работать представители белорусских СМИ, которые были вынуждены уехать из страны.

Руслан Кулевич принял непосредственное участие в том, чтобы это пространство появилось:

– Я обратился к городским властям с таким предложениям. Конечно, коронавирус научил работать из дома, но совмещать и частную жизнь, и работу иногда тяжело. Было бы хорошо, если появится возможность собираться вместе. Это самый центр города.

Предложение быстро нашло отклик властей, но пока говорить о полноценной работе хаба не приходится:

– Еще нужен ремонт, мебель, проложить электричество и интернет, проблем хватает, но само здание уже в нашем распоряжении. Рядом полиция, никаких проблем быть не должно. Наша главная задача — продолжать рассказывать правду.

В ближайшее время похожий хаб будет открыт и в Варшаве.

Мечтает открыть кафе

Руслан Кулевич в ресторане «Гродно» в Белостоке

Сейчас Руслан пишет две книги. Первая — о белорусах, которые бежали от коммунистов из Гродно в 1945-1946 годах, журналист ездит по польским городам в поисках таких беженцев. В какой-то степени он сравнивает свою и их судьбы.

Вторая книга — о довоенном футболе в Беларуси:

– Я познакомился с хранителями истории «Яголлении», они показывают мне много фото, в том числе и из Гродно.

Я очень хочу вернутся в Гродно. Я нужен городу, я мечтаю там открыть кофейню со старыми фото, с записями. Это кафе погрузит посетителей в атмосферу 30-х годов, города, которого больше нет. Я открою небольшой музей при кафе, перед отъездом даже нашел помещения, но планы пришлось поменять.

У меня была идея открыть что-то такое и в Белостоке. Жена как-то приходит с пробежки и говорит, что твоей мечте не сбыться, здесь уже есть ресторан «Гродно». А у нас был «Белосток» — это города-побратимы.

Но главная задача для меня — вернуться назад. Я сейчас веду передачу «Мы вернемся», записываю истории белорусов, которые вынуждены были уехать из страны. Потом этот проект я хочу перевести в Гродно и назвать его «Мы вернулись».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(85)