Общество

Ирина Дрозд

Андрей Любецкий: «Не стал подлецом»

Сестра политзаключенного врача рассказывает «Салiдарнасцi» о письмах и воспоминаниях брата из заключения.

Больше 14 месяцев находится в неволе известный врач, челюстно-лицевой хирург Андрей Любецкий. В апреле этого года его приговорили к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Сегодня правозащитники сообщили, что он переведен в бобруйскую колонию.

За день до ареста в интервью «Салідарнасці» он не исключил того, что может быть задержан, но признался: «Я слышал о себе: зачем Любецкому это надо было? Потому что я живу не ради «хавчика», не ради «хаты». Я хочу свободно дышать, хочу, чтобы мои дети свободно ходили по своему городу. Я хочу знать, что защищен, что они защищены. А не так, что тебя в любой момент могут выгнать с работы или посадить».

— Андрей — человек со своим мнением и стержнем внутри. На компромисс с совестью он не пойдет. И когда кто-то говорит, мол, о чем он думал, у него семья, дети, они просто не знают Андрея.

Для него семья на первом месте. Думаю, что ради нее он и не мог себе позволить кривить душой, — подтверждает родная сестра политзаключенного Наталья Любецкая. 

Наталья и Андрей Любецкие, фото из архива собеседницы

Наталья рассказала «Салідарнасці», как себя чувствует ее брат, о чем пишет в письмах, и о чем чаще всего вспоминают его родные в эти дни.

— Андрей пишет, что очень много думает о прошлом, о своем детстве, юности. Делится, что детство у него было сказочное, вспоминает нашу дачу, деревню дедушки, где мы проводили много времени.

Мы родом из Березино. С Андреем у нас совсем небольшая разница, он на три года старше. Поэтому у нас много совместных воспоминаний. И все очень теплые.

Наталья и Андрей в детстве

Помню, Андрею было лет 10, мы гостили у родственников в Минске, а рядом был рынок, где продавали животных. Мы с братом  пошли туда посмотреть, а нам предложили собаку за 2 рубля — и мы ее купили. Принесли, родители, конечно, были в шоке, но собаку оставили, назвали Рыжиком.

Пес сначала жил с нами в квартире, а потом мы его переселили к тете в свой дом и все время навещали. Рыжик всегда провожал нас обратно домой, и мы с балкона смотрели, как он возвращается, потом звонили тете, чтобы узнать, добежал ли.

Ранее в интервью Андрей Любецкий рассказывал, что все детство мечтал быть спортсменом, серьезно занимался футболом. Сестра вспомнила, что, как у любого настоящего футболиста, на счету Андрея тоже было разбитое мячом соседское окно.

Буквально за несколько месяцев до выпуска из школы Андрей решил стать врачом.

— Как говорил сам, произошло это после того, как посмотрел документальный фильм о судьбе профессиональных спортсменов. Однако спорт в его жизни остался навсегда.

В университете он занимался баскетболом, успешно участвовал в соревнованиях, за что получал повышенную стипендию или  премии. Я тогда была студенткой иняза, и Андрей за одну такую премию купил мне дорогой Оксфордский словарь.

Думаю, все заметили, что он очень разносторонний человек. Играл в КВН, где однажды выступал в образе Верки Сердючки. Вообще, у него потрясающее чувство юмора. Окончил музыкальную школу по классу аккордеона и иногда, приехав в родительский дом, доставал инструмент. Но больше любит гитару.

С университетских лет пишет стихи. Лет десять назад он собрал их в сборник и передал мне. Сейчас я часто перечитываю его стихи. Мне так легче переносить нашу разлуку, — признается Наталья.

«Ты не плачь, моя милая мама,

Не такой уж пропащий твой сын.

Просто спущена сверху программа,

И в нее ты не вставишь свой клин.

Что поделать, такая стихия,

Мальчик вырос, твой мальчик большой.

Для тебя сочиняю стихи я,

Я их сердцем пишу и душой…»

Андрей и Наталья с мамой

— Это строчки из стихотворения, написанного еще в 2009 году. Сейчас Андрей пишет маме до слез трогательные письма, очень о ней беспокоится. Как врач дает советы, а как сын — благодарит за то, что они с отцом воспитали его именно таким:

«Полпути прошагал, было всяко.

Благодарен я маме с отцом.

А за что? Не скажу я двояко.

Это просто — не стал подлецом!» (А. Любецкий, 2009 г.)

— Наше с братом любимое место со времен детства — родительская дача. Андрей ее очень любит, последние выходные перед задержанием он тоже провел там.

Сейчас мы с ним обсуждаем все вопросы по хозяйству, вплоть до мелочей: когда что ремонтировать, что где подтекает, когда косить траву, где посадить яблони и крыжовник. Андрей говорит, что делать нам, а что — оставить ему.  

В 2017 году не стало нашего папы, и для нас до сих пор это страшный удар. Брат пишет, как после освобождения пойдет на его могилу, — делится Наталья.

Андрей с отцом

В одном из последних писем Андрей рассказал, как выбрал свою специализацию в медицине: «Хирургом я хотел стать почти сразу, как поступил в медицинский. Будучи студентом, ездил дополнительно в Боровляны, в онкологию, ассистировал на операциях. Познакомился там со многими хирургами, в том числе с Ю. Г.

Он параллельно занимался пластической хирургией. Он привел меня на футбол, где я потом остался. Там в основном были медики. Я играл больше 20 лет, перестал, когда сломал лодыжку.

С этим Ю.Г. я занимался пластической хирургией. Но, в итоге, отдался детской лицевой хирургии, хотя меня потом в онкологию звали не раз».

— В 4-й детской больнице Андрей проработал почти 18 лет. Он проводил уникальные операции по пластике расщелин неба и лица, и ему даже в заключение приходили письма от родителей его пациентов.

Андрей всегда признавался, что ему очень нравится именно то, что он помогает детям. Не смотрел, закончился его рабочий день или нет, выходной у него, праздник, поздний вечер. Если звонят и просят приехать в больницу, всегда все бросал и ехал.

Вообще, что касается помощи, то его никогда специально звать не нужно. Пойти волонтером под Окрестина, как он это сделал, — это очень в его стиле.

Сейчас я узнавала от разных людей, которые находились вместе с ним, что он старается помогать всем советами как профессиональный медик, — рассказывает Наталья.

Самому Андрею очень помогают его одноклассники.

— Представляете, у них еще в те годы сложился костяк и они до сих пор все, как родные. Ребята и собирают, и передают передачи.   Я знаю, что они его ждут, что они его встретят и всегда помогут, — сестра выражает свою благодарность школьным друзьям Андрея.

Сам он, по ее словам, очень любит отвечать на письма.

— К сожалению, в последнее время ему передают только письма от родных, поэтому я стараюсь перечислять хотя бы приветы от всех людей, которые о нем помнят и переживают за него.

И там Андрей старается поддерживать физическую форму, пишет, что регулярно занимается. Вместо гантелей они используют  бутылки с водой, а вместо перекладин приспосабливают простыни. 

Брат продолжает учить немецкий язык. Прочитал «Три товарища» в оригинале, потом попросил передать ему этот роман на русском.

Особенно нас подбадривает, что Андрей не перестает шутить в свойственной ему манере. После суда написал, что скоро придут бумаги, «остается только дождаться Яндекс-такси», имея в виду этап в колонию.

А о себе он как-то сказал: «Я не идеальный, да и, вообще, идеального ничего не бывает, может, только Яйца Фаберже, и то не проверял».

Мы понимаем весь трагизм ситуации, просто стараемся улыбаться с болью внутри и радоваться каким-то моментам, потому что верим. Я знаю, и Андрей тоже верит, — говорит Наталья.

«Тело бренное по миру я таскал…

Лишь внутри свободу отыскал.

Как приятно ноют мои раны.

Как же долго я ее искал». (А. Любецкий, 01.01.2022  г.)

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(20)