Американский дипломат: «Путин хотел вступить в НАТО. Но передумал присоединяться к организации, где у них будет такое же право голоса, как у Латвии»

Дэниэл Фрид, американский дипломат, экс-координатор по санкциям Госдепа и бывший заместитель госсекретаря США, который много лет настаивает на расширении НАТО, раскрывает детали предложения, сделанного России в начале 2000-х, о вступлении в альянс, а также рассказывает, за что Путин возненавидел НАТО.

– В начале своего президентства в неофициальных разговорах с западными лидерами Путин выдвигал идею и обсуждал возможность того, что Россия может присоединиться к НАТО, – рассказывает Фрид, – и это всем стало известно недавно. Но я расскажу вам случай, когда я работал в Совете национальной безопасности с Кондолизой Райс, и между собой мы много обсуждали, следует ли нам тихо намекнуть Кремлю, что для России есть возможность вступить в НАТО.

Кондолиза была настроена скептически, а я настаивал на том, что следует сказать представителям России хотя бы о такой возможности. И однажды Кондолиза вызвала меня в свой офис и сказала, что упомянула об этой идеей Сергею Иванову (тогдашний глава МИД РФ – прим. ред.).

А он ответил, что мы не хотим быть членами НАТО, потому что мы не хотим присоединяться к такой организации, где у нас будет такое же право голоса, как у Латвии. И Кондолиза Райс посмотрела на меня тогда и сказала: «Ну что? Доволен?».

Мы сделали это предложение, и мы сделали это непублично, – говорит Дэниэл Фрид.  Причем это было сделано вовсе не для того, чтобы как-то смутить Россию или поставить ее в неловкое положение. Тогда во главе России как раз стал новый президент – я имею в виду Путина – мы его не знали, но вроде бы у него налаживались хорошие отношения с Бушем после встречи в маленьком замке в Словении в июне 2001-го. Поэтому мы могли рассмотреть возможность присоединения России к НАТО, и я целиком поддерживал это.

Помню, я тогда подумал, что оставим этот вопрос открытым, так как русские не слишком заинтересовались. Мы все также работали в администрации Буша, и отношения с Путиным, по крайней мере нам так казалось, тоже были хорошими, – утверждает Фрид.

Американский дипломат говорит, что отношения России к НАТО резко поменялось из-за цветных революций.

– Даже после приглашения стран Балтии вступить в НАТО на саммите в Праге в ноябре 2002-го все оставалось прежним, – вспоминает дипломат. – И, кстати, что касается стран Балтии, то это решение во многом проталкивал сам Буш, это был призыв с его стороны. Но за цветные революции мы никакую ответственность не несли. Это была не наша идея, это было не в наших планах. Мы не стояли за этим и не организовывали никакие восстания.

Мы были крайне удивлены, когда Саакашвили пошел на штурм парламента во время Революции роз. Что касается Оранжевой революции, то мы даже не могли предвидеть ее приближение, но Путин полагал, что это все дело наших рук. Это нормальное мышление для чекиста. Но вообще-то мы не настолько хороши, как вы думаете. Я был буквально потрясен, когда услышал, как кто-то на российском телевидении стал меня обвинять в том, что я серый кардинал цветных революций.

Я подумал, что это какая-то шутка, – улыбается Фрид. – Мы тратим миллиарды долларов в Ираке, но ничего не можем добиться. У нас уже и денег не осталось, а нас все подозревают в организации революций. Тогда Буш пытался убедить Путина, что это не так, но он отказывался ему верить и думал, что это наших рук дело.

Мне вспоминается история времен Второй мировой войны. Анна Ахматова путешествовала по России и читала свои стихи посреди всех этих ужасающих условий военного времени. Послушать ее приходили русские интеллигенты, которые пережили на своем веку все: революцию, чистки, сталинизм. Некоторые бежали из районов западной России, которые находились под немецкой оккупацией. Ахматову встречали с огромным воодушевлением, ей восторженно рукоплескали. Когда же новость об этом дошла до Сталина, он спросил «кто организовал эти спонтанные демонстрации?».

И, когда Путин подумал, что мы организовывали цветные революции, я сразу вспомнил об этом случае. Как это по-советски! Как повеяло сталинизмом!

Путин никогда не понимал, что в современном мире общества действительно сами могут договориться о своем собственном будущем. Это не следствие чьих-то манипуляций, не спецоперация иностранных разведок – все это ерунда, но он так не думает, – уверен Дэниэл Фрид.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(35)