Судья Татьяна Фальковская в Минском городском суде сегодня огласила приговор политзаключенному адвокату Александру Данилевичу – 10 лет колонии. Адвокат не признал себя виновным и настаивал на том, что выполнял свои профессиональные обязанности.
— С момента ареста 20 мая 2022 адвоката Александра Данилевича держали под стражей почти 10 месяцев. И продолжают. В зале суда его держат в клетке как опасного преступника. Ни о какой презумпции невиновности тут речи не идет, — пишет коллега Данилевича Дмитрий Лаевский, юрист, адвокат, лишенный белорусскими властями лицензии (он слушал процесс непосредственно в зале и поделился своими выводами).
Создается иллюзия, как будто большое дело и сложное преступление. Долго и неразборчиво зачитывались какие-то материалы, но что они подтверждают в обвинении, не говорилось.
А дело-то состоит всего из пяти томов. Значительный объем в них составляют рапорты КГБ и распечатки переписки, не имеющей отношения к содержанию обвинению.
Обвинение начинается словами «9 августа 2020 года в Республике Беларусь состоялись очередные выборы президента». Потом рассказывается о том, кого Центральная избирательная комиссия объявила победителем выборов и о том, что после этого Александр Данилевич действовал, «будучи неудовлетворенным озвученными результатами выборов».
Странное начало для обвинения, которое его авторы, вероятно, хотели представить как уголовное, а не политическое.
Александру Данилевичу инкриминируется два преступления.
Во-первых, пособничество в публичных призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь (часть 6 статьи 16 и части 3 статьи 361 УК).
Обвинение утверждало, что Александр Данилевич, «являясь адвокатом, кандидатом юридических наук, обладая специальными познаниями в области юриспруденции», умышленно оказывал содействие спортсменам Герасимене и Опейкину (которые являлись его клиентами) «путем дачи юридических советов в области международного спортивного права».
Якобы его юридические советы содействовали подготовке обращений, которые Герасименя и Опейкин направили в адрес международных спортивных организаций — в частности, в адрес Международного олимпийского комитета, Международной федерации лыжного спорта.
В этих обращениях, как утверждает обвинение, распространялись «заведомо ложные сведения» о событиях, имевших место на территории Республики Беларусь («о ходе и результатах избирательной кампании», «о ситуации в социальной, экономической, политической сферах жизни общества», о нарушениях прав человека, «якобы совершенных представителями и сторонниками действующей власти»), и содержались призывы к проведению расследования, переносу спортивных мероприятий, введению санкций в отношении Республики Беларусь, Национального олимпийского комитета, должностных лиц.
Также обвинение утверждает, что помимо спортсменов, Александр Данилевич оказывал содействие «неустановленным лицам», которые после выборов 9 августа 2020 образовали стачечные комитеты на ОАО «Беларуськалий», «путем дачи юридических советов в области международного права».
Якобы он содействовал составлению обращений стачечного комитета ОАО «Беларуськалий» в адрес норвежской компании Yara, являющейся крупным покупателем калийной продукции ОАО «Беларуськалий».
Обвинение считает, что в этих обращениях излагались «заведомо ложные сведения» о событиях, имевших место на территории Беларуси — на те же темы, что и спортсмены, и были призывы к руководству норвежской компании Yara прекратить договорные отношения с ОАО «Беларуськалий», в том числе по приобретению продукции.
Во-вторых, содействие экстремистской деятельности (часть 1 статьи 361-4 УК)
Исходя из обвинения, такое преступление выразилось в том, что Александр Данилевич в марте 2022 «дал неустановленному лицу интервью для последующего размещения на интернет-ресурсе Tr*buna» (который в Беларуси объявлен «экстремистским»).
То есть, стоит уточнить: он дал интервью в Telegram одному из спортивных каналов, который не внесен в список экстремистских, а оттуда это интервью было перепечатано на «экстремистском» медиа.