«Выход людей из тюрьмы – мера не косметическая. Но по сути режим будет оставаться жестким и жестоким»

Эксперты – о причинах освобождения политзаключенных. И о возможном развитии дальнейших событий.

О том, почему режим Лукашенко пошел на частичное освобождение политических заключенных и о ближайших перспективах в передаче Deutche Welle Сварки-шоу порассуждали политолог Роза Турарбекова и глава Агентства евроатлантического сотрудничества Валерий Ковалевский.

По мнению Розы Турарбековой, освобождение части политических узников, как событие, нужно поместить в контекст острого конфликта между Беларусью и Польшей, вылившийся в гибель польского пограничника.

— Польша через Китай попыталась воздействовать на Лукашенко с тем, чтобы ситуация была смягчена.

Турарбекова предполагает, что требования извне были такими, чтобы Минск конкретными действиями продемонстрировал намерения идти на уступки.

Валерий Ковалевский видит иную причину уступок со стороны режима. Он убежден, что таким образом Лукашенко и его окружение готовят почву для избирательной кампании 2025-го. Цель — добиться, чтобы беларусский правитель был тем или иным образом признан на международной арене.

На какую реакцию Запада рассчитывал Лукашенко, освобождая часть своих фактических заложников?

Роза Турарбекова считает, что такой шаг выглядит хорошим знаком, который уже отчаялись получить.

— Если говорить о том, как будут реагировать, то, думаю, с очень осторожным оптимизмом — в ожидании следующих шагов.

И здесь важно, по словам эксперта, будут ли эти последующие шаги. Если нет, то Запад сохранит свою текущую позицию. В обратном случае этот осторожный оптимизм будет демонстрироваться публично. И станут возможны дополнительные встречи, как минимум, по линии ООН.

Валерий Ковалевский назвал реакцию Запада адекватной и настороженной. Именно Западу, а не Китаю и «Глобальному Югу» был адресован этот сигнал, убежден экс-дипломат.

По его словам, Лукашенко беспокоят санкции и его субъектность, утерянная за годы после событий 2020-го. И накануне очередной кампании ему критически важно ее укрепить.

— Я бы склонялся к тому, что будет целая серия шагов и они будут не косметическими. Выход людей из тюрьмы — мера не косметическая. Но, по сути, режим будет оставаться жестким и жестоким, — сделал прогноз на избирательный год Ковалевский.

Роза Турарбекова считает, что режим пошел на разовую акцию, действуя ситуативно. А дальше он будет действовать в том же ключе, что и до сих пор:

— Это имитация какого-то процесса. Потому что о реальном процессе речи не идет. Реальный процесс остается тем же, режим остается тем же — до тех пор, пока жив Лукашенко, серьезных политических изменений быть не может.