Филин

Юлия Кот

Тарасенко: «Проблема номер один, и довольно давно — абсолютно бездарный менеджмент»

Поговорили с координаторкой Фонда медицинской солидарности Лидией Тарасенко о том, где встретят профессиональный праздник уехавшие из Беларуси медики, какая самая наболевшая проблема и что нужно делать, чтобы оздоровить беларусскую медицину и общество.

В третье воскресенье июня беларусские медики отмечают свой профессиональный праздник. Национальный статистический комитет РБ по этому поводу пересчитал количество врачей, обеспеченность населения медпомощью и, конечно, зарплаты медиков. Вышло красиво, но, как не раз подмечали активисты Фонда медицицинской солидарности, официальные цифры противоречивы и часто недостоверны.

Пропагандист Тур сделал свой подарок: нашел главную причину оттока из страны медиков, и это… пациенты. А чего они, понимаешь, требуют и жалуются. В общем, опять не повезло пропагандистам с народом — ну, не с государством же.

Правда, есть и хорошая новость: замминистра здравоохранения РБ Александр Старовойтов сообщил, что в Беларуси разрабатывают Кодекс о здравоохранении — чтобы защитить не только пациентов, но и врачей. Но о кодексе чиновники говорят давно,  конкретных сроков не называют — а обещанного, как известно, можно и три года ждать.

С чем все-таки мы подходим к теперешнему Дню медика: сколько медработников попали под репрессии и вынужденно уехали из страны, какую проблему в беларусской медицине нужно решать в первую очередь, и что стало бы лучшим подарком врачам?

Филин попытался составить общую картину с помощью координаторки Фонда медицинской солидарности, врача-эндоскописта и гастроэнтеролога Лидии Тарасенко.

Репрессии не останавливаются

— Репрессии в Беларуси коверные, как бомбардировки, — отмечает медик, — и к тому же постоянное давление. Любой человек, который работает в больнице, вынужден подписываться на газеты, ходить на «добровольно-принудительные» субботники, вступать в профсоюзы, которые ни черта не защищают от нарушений трудовых прав работников — поэтому репрессиям, без преувеличений, подвергаются все.

Нам известно о более чем 400 случаях, когда людей задерживали, судили, кидали в тюрьму. Сколько было уволено по политическим мотивам — даже не поддается подсчету, потому как понятно, что бóльшая часть людей под угрозами уходят «по собственному желанию» или «по окончании контракта», хотя настоящие причины вполне себе политические.

И этот процесс продолжается, «черные списки» на увольнение периодически приходят.

В какие страны после 2020 года чаще всего уезжают беларусские врачи, медсестры, другие медицинские специалисты?

— В основном в Польше — потому что близко к Беларуси, довольно большая страна, относительно легкий для изучения язык. И в принципе, с точки зрения менталитета, Польша понятна для нас, поэтому сюда едет много людей. Впрочем, не все врачи решают продолжать свою карьеру в здравоохранении, часть людей, особенно медработники среднего звена, которым сложнее подтвердить диплом, уходит из профессии.

Еще одна довольно большая и популярная среди беларусских врачей страна — Германия. Но вообще, сейчас наши коллеги разбросаны по всему свету: Штаты, Испания, Италия, Португалия…

В беларусской медицине накопилось немало проблем. Какая из них стоит острее всего — «резать, не дожидаясь перитонита»?

— Проблема номер один, и довольно давно — абсолютно бездарный менеджмент. Все остальные проблемы просто не будут решаться, пока здесь ничего не изменится.

Дело не в том, что кадров нет, не в том, что люди уходят из медицины — а в том, что их «выпихивает» оттуда политическая ситуация, ситуация с правами человека, с зарплатами, с бесконечными переработками — все это в комплексе. И сколько ни вливай туда средств, сколько ни бросай людей — это то же самое, что их палить на костре.

Архивное фото. «Коронавирусная» очередь пациентов в Минске, 2021 год

При таком менеджменте сложно сказать, что есть какие-то еще проблемы — глобально она одна.

Не только деньги. Что стало бы лучшим подарком беларусским врачам?

Весной 2024 года во время визита в Гродно Лукашенко заявил, что некоторые врачи в Беларуси зарабатывают до 10 тысяч рублей и сравнил их зарплату с президентской.

Разумеется, умолчав о том, какая при этом нагрузка на медиков, как им еле дали, а потом постепенно отнимали «ковидные» надбавки, и что средняя по отрасли зарплата, названная министром Ходжаевым — 2800 рублей, — объективно сродни средней температуре по больнице.

Тем временем медики продолжают уезжать из страны — не только из-за политики и не только из-за денег. Что могло бы улучшить ситуацию и стать лучшим подарком ко Дню медработника?

— Повышение зарплат — очевидная и очень полезная штука, которая могла бы позволить людям не работать на 2-3 ставки, чувствовать себя нужнее, востребованнее, более уважаемыми, — говорит Лидия Тарасенко. — Ведь когда в какой-то сфере растут зарплаты, магическим образом общество начинает относиться к этим людям с большим уважением.

Возьмем тех же самых IT-шников, которые существовали задолго до 2000-х, но «крутой» профессий программист стал считаться в связи с ростом зарплат. Так что это был бы классный интегральный подарок медикам.

А если говорить о перспективах — сложно выделить что-то одно. Нужно менять законодательство, нужно работать в социальном направлении (потому что если даже завтра прилетит волшебник в голубом вертолете и насильно начнет внедрять нормы, которые неприемлемы на уровне общества, это вряд ли будет эффективно).

Это очень долгий, сложный процесс, который должен проходить одновременно во многих точках — и, к сожалению, чем дальше мы погружаемся в средневековье, тем сложнее его будет начинать.

У нас плохо с международным сотрудничеством, плохо с обменом опытом, плохо — и становится все хуже — с обучением медперсонала. Вузовское образование для врачей уже тогда, когда я училась, в начале 2000-х, не было блестящим. Мы теряли связь с миром, утрачивали коммуникацию с Европой, Штатами. А сейчас вообще начинаем обмениваться опытом с Северной Кореей, что вообще звучит как бред.

Вспомним и упразднение медицинской Академии последипломного образования. Да, в отношении нее справедлива критика, что многие кафедры устраивали профанацию и читали лекции по учебникам 80-х годов — но вместо того, чтобы реформировать и улучшить, ее просто закрыли.

Было бы круто защищать права медработников. Нашумевшее выступление пропагандиста, который во всем обвинил пациентов — отличный ход, который, увы, попал в болевые точки многих медработников. Потому что потребительский экстремизм в отношении медиков действительно существует, это огромная проблема, и люди, которые уходят из профессии, называют его не последним пунктом среди причин.

Но это очень удобная манипуляция, когда один правдивый факт заворачивают в тысячу слоев вранья и на нем строят рассуждения. Это ведь далеко не единственная проблема, и у государства нет воли ее решать.

Нет закона, который защищал бы права медработников, а система жалоб и кляузничества выстраивалась долгие годы, и сейчас ничуть не сбавила обороты.

Важны коллективные усилия — и со стороны общества, в которое входят в том числе пациенты и медработники, и со стороны государства, — чтобы решать проблемы сообща, а не сталкивать лбами эти категории людей.

В конце концов, было бы неплохо принять закон о домашнем насилии в нашей стране, чтобы люди не привыкали к тому, что можно отлупить ребенка, более слабого — потому что это переносится и на другие сферы. В общем, многое стоило бы сделать, и сделать комплексно, чтобы улучшить ситуацию.

В 2020-м году беларусов вдохновляла солидарность медиков — в разгар коронавируса, во время протестов (цепи солидарности, акция «Ноль промилле» и т.д.) А что вдохновляет самих беларусских врачей даже в теперешних условиях не опускать руки и говорить правду?

— Понимание того, что даже если мы завтра победим, мир все равно не будет таким, как я хочу. И слава богу, потому что куда бы делись все остальные с их «как я хочу». Кроме того, большое спасибо психотерапии, психоанализу: всем рекомендую искать опору внутри себя, свои смыслы.

Чем понятнее они для тебя становятся, тем проще находить свой путь: ты понимаешь, зачем и что ты делаешь.

И в таком фреймворке можно продолжать не сдаваться и не терять оптимизма, даже несмотря на то, что внешние условия могут этому отнюдь не способствовать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(10)